15.12.2011 – Экспертиза проекта Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в

Страница для печати

 

 

«Утверждено»

 

Решением экспертного совета

Центра Общественных Экспертиз

(протокол № 29/э от 15 декабря 2011 г.)

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                                                                         

по результатам общественной экспертизы    проекта Федерального  закона              № 584399-5  «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» к  рассмотрению во втором чтении.

 

 

       В соответствии с запросом  Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Прозоровского В.В. (ВВП-Д-4/91  от 28.11.2011г.),  Центром  общественных экспертиз  проведена  общественная экспертиза проекта Федерального  закона  № 584399-5  «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности  в области обращения с отходами» и  внесенных  поправок  к нему.

   В ходе проведения общественной экспертизы установлено следующее.

    Проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» (далее - законопроект), разработанный Минприроды России, внесен в Государственную Думу Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1248-р.

 

Законопроект доработан Минприроды России с учетом решений Правительственной Комиссии по проведению административной реформы (Протокол заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 августа 2011 г. № 124).

         Уточнены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и  органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

        Даны определения опасным и неопасным отходам и разграничены требования к опасным  и  неопасным  отходам.

Уточнены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С 2017 года вводится запрет на захоронение отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (вторичных материальных ресурсов):  металлолома,  стеклянной  и  пластиковой тары, автомобильных шин и аккумуляторов и других видов отходов.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и опасных свойствах этих отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду.  К неопасным отходам меры государственного регулирования не применяются.

Предлагается при размещении неопасных отходов в объектах размещения отходов плату за негативное воздействие на окружающую среду не взимать.

Исключены требования о необходимости согласования с неопределенным кругом органов государственной власти мест хранения и захоронения отходов.

Исключено требование по получению разрешения на создание объекта размещения отходов в отношении тех объектов, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых выдается разрешение на строительство.

Предлагается конкретизировать требования  к   транспортированию отходов в части их установления нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области транспорта с дифференциацией в  зависимости от вида (класса опасности) отхода (что не предусматривает требования к специалистам, их подготовке, транспортным средствам, производственному экологическому контролю  и т.д.)  Законопроектом предусматривается утверждение  Перечня отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Предлагается установить, что к лицензирующим видам деятельности относится деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности (исключен сбор опасных отходов). Законопроектом предусматривается наличие профессиональной подготовки лиц, допущенных к обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности только при лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов                   I-IV классов опасности. На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых при обращении с отходами не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, это требование не распространяется.

Центр общественных экспертиз отмечает, что представленный законопроект  необходим  для  экономического стимулирования  деятельности в области обращения с отходами и проведения административной реформы  с  целью  сокращения  избыточного государственного регулирования в области обращения с отходами.

Вместе с тем,  ряд положений законопроекта  вызывают серьезную озабоченность  с точки  зрения  гарантированного обеспечения экологической безопасности, которая является одной из составляющих национальной безопасности России.

Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ                                 «О лицензировании отдельных видов деятельности» было отменено лицензирование транспортирования отходов I - IV классов опасности,  а   в  представленных поправках  к проекту Федерального  закона  № 584399-5,   Минприроды РФ вносит предложение              об исключении из системы лицензирования деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности.  

         Несомненно, что существующие лицензионные требования  являются слишком высокими, избыточными, а зачастую - и неисполнимыми для многих субъектов предпринимательской деятельности, осуществлявших именно сбор и транспортирование отходов I - IV классов опасности, т.к. требуют получения дорогостоящих  заключений  и  экспертиз,  в связи с чем,  предложение                                    по  отмене указанных лицензионных требований является вполне обоснованным.

Однако, при  полном  отсутствии  требований  к  субъектам предпринимательской  деятельности   по допуску  к  сбору и транспортированию  опасных  отходов I - IV классов опасности  и  системы   контроля  соответствия их установленным требованиям, многократно увеличивается вероятность  причинения   вреда  здоровью человека  и окружающей среде.

Кроме того, учитывая существующую степень «криминализации»  деятельности по обращению с опасными отходами, отсутствие обязательных условий (требований) по допуску организаций к сбору и транспортированию опасных отходов, а также отсутствие учета (реестра) субъектов указанной предпринимательской деятельности и системы контроля, предоставит значительные преимущества криминальным структурам для дальнейшего развития своего незаконного бизнеса.

После отмены лицензирования деятельности по транспортированию  отходов                  I - IV классов  опасности на рынке данных  услуг  резко увеличилось  количество компаний и частных  перевозчиков, не имеющих ни соответственной подготовки персонала, ни специально оборудованного транспорта,  ни системы  производственного экологического контроля,   т.е. экологические риски резко выросли.   В мае 2011 года на запрос    «вывоз мусора»  в  «Яндексе»   находился   1 млн. предложений,  а  в  октябре                         2011 года – уже 9 млн.!

 

Сбор таких опасных отходов, как например, люминесцентных ламп, содержащих ртуть, отнесенную к опасным отходам  I-го класса опасности, должен осуществляться раздельно от других отходов по специально установленным  правилам  сбора с соблюдением повышенных мер безопасности.  В зависимости от технологии и типа в каждой люминесцентной   или ртутной лампе содержится от 20 до 500 мг ртути.  В эксплуатируемых  в России  ртутных  лампах, примерное количество которых составляет  400-500 млн.,  содержится около  50 тонн ртути.  Около 100 млн. ламп ежегодно выходят из строя. 

По  данным  Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии,  десятки тонн ртути ежегодно выбрасываются только на мусорные полигоны Московской области   (из выступления Депутата ГД  Кашина В.И. на пленарном заседании Государственной Думы 17 ноября 2010г.,  сб. бюлл. N 193(1166) ч.1: стр.49-50).   В ближайшее  время  количество  люминесцентных  ламп  должно возрасти в связи с требованиями  части  3 ст. 48 Федерального Закона от 23.11.2009 г.         № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»,   на основании чего традиционные лампы накаливания будут изъяты из продажи и использования и заменены иными источниками освещения, в т.ч. люминесцентными.

 

После отмены лицензирования деятельности по сбору опасных отходов              будут отменены требования по профессиональной  подготовке работников в области экологической безопасности при сборе опасных отходов и  требования к наличию производственного экологического контроля процессов сбора и временного хранения,  т.е. вероятность   причинения  вреда  здоровью человека и окружающей среде резко увеличится.

      Аналогичная картина складывалась и в 2011году.  Причина – неконтролируемое хранение отходов в  период времени   от момента размещения отходов в мусоросборниках до начала транспортирования.

Справка.

 По данным РОСПРИРОДНАДЗОРа, количество мест несанкционированного  размещения  отходов (свалок)  за период с мая  (отмена лицензий на транспортирование опасных отходов) по ноябрь 2011 года  возросло в среднем на  28% - 32% по сравнению с аналогичным периодом   2010 года (по данным «Greenpeace» – на  40% 43%).

 

       После отмены лицензирования деятельности по сбору и  транспортированию опасных отходов I - IV классов  будет отсутствовать возможность осуществлять контроль  субъектов предпринимательской деятельности,  осуществляющих  сбор и транспортирование опасных отходов, т.к. прекратит  существование государственный реестр организаций, осуществляющих эту деятельность. 

       В целях  уменьшения вышеуказанных экологических рисков, 1-й  заместитель Председателя  Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию  и  экологии   Прозоровский В.В. предлагает, через  институт саморегулирования, установить требования по допуску субъектов предпринимательской деятельности  к  сбору  и  транспортированию опасных отходов, систему контроля соответствия их установленным требованиям и систему мер дисциплинарного воздействия на нарушителей.

Введение института саморегулирования в данной сфере даст следующие положительные результаты:

1) будет усилен  контроль выполнения  мероприятий по предупреждению причинения вреда здоровью человека и окружающей среде  при  сборе  и  транспортировании опасных отходов I - IV классов  опасности;

2) будет установлено требование о наличии системы производственного экологического контроля;

3) за счет средств  компенсационного фонда и  обязательного страхования гражданской ответственности, будет гарантированно компенсирован  ущерб,  причиненный членом  саморегулируемой организации;

4)  будет  усилена  возможность  вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов;

5) будет сформирован государственный реестр субъектов предпринимательской деятельности в области сбора и транспортирования опасных отходов.

Анализ поправок, связанных с введением института саморегулирования в области сбора и транспортирования опасных отходов  показал, что вносимые  поправки  не противоречат требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального  закона Российской  Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3  «О саморегулируемых организациях» и  законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.  

    Поправками установлена величина взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации и введена дифференцированная система страхования гражданской ответственности для  каждого класса опасности отходов, с достаточно крупными страховыми суммами, что  гарантированно  обеспечит  возмещение вероятного экологического ущерба.

Обоснования поправок полные и аргументированные. Реализация поправок                не требует материальных (бюджетных) затрат.

Введение института саморегулирования является мерой, направленной  на повышения  уровня контроля за соответствием субъектов предпринимательской деятельности  требованиям к выдаче свидетельства  о допуске к деятельности по сбору или транспортированию опасных отходов и применения к ним, в случае выявленных нарушений, мер дисциплинарного воздействия, вплоть до приостановления и прекращения действия свидетельства о допуске к работам.

Требованиями к допуску к работам по сбору и транспортированию опасных отходов установлены обязательные условия о  наличии  у работников знаний в области экологической безопасности, определенного стажа работы в области сбора или транспортирования опасных отходов, наличия системы производственного экологического контроля и необходимого оборудования и специальных транспортных средств.

Особое внимание в поправках уделено контролю со стороны саморегулируемых организаций соответствию своих членов требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам по сбору и транспортированию опасных отходов.   В отличии от требований Федерального  закона Российской  Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3                            «О  саморегулируемых организациях»  о проведении контроля  не  реже, чем 1 раз в                   3 года, поправками установлена периодичность контроля не реже, чем 1 раз в 1 год.

Поправками установлен порядок осуществления государственного контроля (надзора)  за  саморегулируемыми   организациями.  В результате введения института саморегулирования, в том числе, будет сформирован государственный реестр субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих сбор и транспортирование опасных отходов.

В целях экономического стимулирования деятельности в области обращения с опасными отходами, направленной на дальнейшее использование (утилизацию) отходов, поправками установлено, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие раздельный сбор отходов или транспортирование отходов на перерабатывающие предприятия, освобождаются от вступительного взноса и платят членский взнос, составляющий 50% от установленного.

Принятие поправок обеспечит экологическую безопасность при обращении с опасными отходами   I-IV классов опасности и снизит вероятность экологических рисков.

Принятие указанных поправок является необходимой и своевременной мерой.

Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам,  природопользованию и экологии  (решение от 28 июня 2011 г. №169.4) поддержано решение                           Высшего экологического совета  Комитета Государственной Думы по природным ресурсам,  природопользованию и экологии от 14 апреля 2011 г. №12.1, в том числе,         о введении института саморегулирования в области обращения с отходами                            IIV класса опасности.

  На основании вышеизложенного,  с учетом принятия   поправок,  внесенных Депутатом Государственной Думы Прозоровским В.В., Центр общественных  экспертиз  дает положительное заключение  проекту  Федерального  закона                            № 584399-5    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности  в  области  обращения с отходами»,  внесенному  в  Государственную Думу  Правительством Российской Федерации.                   

 

     Приложение:  Копия запроса Депутата ГД Прозоровкого В.В. в 1экз. на 3л.                

 

         Руководитель экспертной группы

                          Центра общественных экспертиз

        Профессор государственного образовательного учреждения   

«Московский  городской  университет  управления Правительства  Москвы»,

                                доктор экономических наук

 

                                                                            п/п                    Н.В.  Высоцкая